Top.Mail.Ru
 
 
Комплекс Самозванца на языке Гештальт-терапии. Виды сопротивлений и их вклад в описываемый синдром.
В этой статье я хочу рассмотреть то, как этот симптом может быть рассмотрен в рамках методологии Гештальт-терапии.

Основное понятие здесь будет сопротивление и его виды. Ибо в Гештальте сопротивления рассматриваются не как психоаналитическое сопротивление пациента интервенциям аналитика, но как нарушение цикла контакта, как прерывание цикла опыта или цикла удовлетворения потребности, как собственный вклад, которым человек вольно или невольно обеспечивает себе те или иные сложности, в частности, пресловутый «Комплекс Самозванца».

Итак для начала, хочу описать эти способы прерывания удовлетворения собственныъ потребностей, а также указать на их признаки, в т.ч. телесное проявление, которое можно наблюдать в ходе работы; особенности работы консультанта при каждом виде сопротивления, возможные вопросы при интервенциях. По каждому виду сопротивлений будет отмечен его вклад в «Комплекс самозванца».

Итак, в настоящее время, говоря о сопротивлениях, в Гештальт-подходе выделяют конфлуэнцию (1 и 2 рода), интроекцию, проекцию, ретрофлексию, дефлексию, профлексию, эготизм, девалидизацию (обесценивание), и десентизации (или десенсибилизация). Рассмотрим их поочередно.

Конфлуэнция – исчезновение границы между индивидом и средой.

1. Конфлуэнция первого рода

Границы внутри личности размыты. Человек не дифференцирует, что чувствует. Не может отличить одно чувство от другого или вообще не понимает, что с ним происходит. В норме эта ситуация младенца на первом году жизни, а также это реакция взрослого человека на сильное потрясение. В контексте защитного поведения может быть продиктовано нежеланием соприкасаться с болезненными чувствами. Тогда такой подход предохраняет от нежелательных чувств и эмоций.

Телесное проявление: задержка дыхания или неглубокое дыхание, статичность позы, замирание, ровный голос, вялость и отсутствие энергии, мало возбуждения, «отсутствующий» взгляд «сквозь»; низкая энергия, слабая мимика. Расхождение вербального и невербального материала.

Типичное положение данной защиты – преконтакт. Именно на этой стадии формируется фигура (в данном случае потребность и/или эмоция). В случае К1 этого не происходит. Ответ на вопросы «что ты сейчас чувствуешь/хочешь?» –«не знаю».

Помимо преконтакта, К1, как считает А.Яковлев [1], , может находится и на других фазах цикла контакта. Так, например, на контактинге фигуры – это объекты внешнего мира. Также можно убрать взаимодействие в фон и его не заметить – например в случае булемии. Можно убрать в фон и не дать проявлять свои знания/навыки, и как следствие получить инфантильное поведение или… одну из разновидностей «Комплекса Самозванца». Также «самозванец», зависший в К2 слит со своими чувствами и ему сложно охарактеризовать себя. На вопросы – «какой ты?», «какие твои сильные компетенции?», - человек ответить не может. Потому что он не знает.

Но все же К1 не является синдромообразующим для Комплекса Самозванца, здесь больше задействовано на мой взгляд такое «новое» сопротивление, как десентизация/ десенсибилизация. О котором ниже.

В целом же работа с К1 предполагает, что консультант будет уделять большое внимание работе с телом, оказывать много поддержки, учить клиента осознавать свои границы и распознавать ощущения, распознавать модальности.

Терапия К1 направлена на собирание целостной фигуры через возврат очевидного (обрати внимание на то, что…). Консультант исследует опыт клиента – как он перестал что-то чувствовать, призывает обратить внимание на неосознаваемые вещи, использовать амплификацию (усиление). Задача – вернуть ощущения.

При работе с данным сопротивлением много интеревенций терапевта направлены на осознавание, когда в т.ч. терапевт задает такие вопросы вопросы как: что ощущаете в теле?, что сейчас с Вами происходит?, что вы чувствуете?



2. Конфлуэнция второго рода.

Слияние между организмом и средой когда внешние границы размыты. Может защищать человека от персональной ответственности, конфликта различий и боязни одиночества.

Также в основном существует на преконтакте, когда доминирующая потребность должна отделиться от фона – от всего того, что происходит внутри или вне человека. Если этот процесс прерывания удовлетворения собственной потребности происходит за счет сложности дифференциации и идентификации собственных ощущений/переживаний, мы говорим о К1. Если это прерывание происходит вследствие трудности обособления себя от других людей – этот срыв определеяется как конфлуэнция второго рода.

Феноменологические признаки: употребление «мы», вместо «я», игнорирование отличий, избегание говорить «нет». Также данное сопротивление может проявляться через подражание терапевту или кому-то значимому в жизни клиента, присоединение, копирование, отзеркаливание терапевта, поза будет направленна к собеседнику, может проявляться тенденция к сокращению дистанции как паттерн поведения. Низкая энергия в отношении собственных потребностей.

Именно К2 лежит в основе этажерки сопротивлений, определяющей «Комплекс самозванца. Это первое, исторически сложившееся у человека, сопротивление, на который впоследствии надстраиваются остальные этажи, вплоть до фасадной девалидизации.

Работая с данным сопротивлением, терапевт также возвращает клиенту наличие К2 через феноменологию, делает акцент на подчеркивание различий, осознавании частого «мы», вместо этого побуждает клиента говорить от «Я», вернуться к себе, осознаванию своих границ. Также терапевтические интервенции направлены на осознование и выделения своих потребностей: что хотите делать?; о чем хотите говорить? или не хотите говорить/делать? [2]

При работе с К2 консультанту следует давать много поддержки, присутствия, контакта; т.к. очень вероятно столкновение со стыдом клиента, (здесь эффективно бывает селективное самораскрытие). Появление стыда объясняется через генезис появления данного сопротивления: некогда, когда ребенку было меньше 2х лет, стадия слияния с мамой – это было защитной стратегией, необходимой ребенку для выживания. В 3 года ребенок сепарируется от матери. Из-за этого может появляться (и сохраняться) стыд, что он не такой как мама или не такой, как хочет мама. Далее объектами слияния могут быть другие важные персоны в жизни ребенка – отец, первый учитель, тренер, бабушка, старший брат и т.п.



3. Интроекция

Интроекция – это механизм, посредством которого человек впускает внутрь себя некие идеи, установки, убеждения и т.д. от другого человека без «переваривания» этого материала.[3]

Граница легко проницаема извне вовнутрь. Человек присваивает интроект неосознанно, не избирательно, не проверяя, подходит ли это ему. Этот процесс естественен для раннего этапа развития ребенка, когда он находится в гармоничной конфлуэнции с матерью или другими значимыми людьми. Но далее может служить препятствием для полноценного развития.

«Интроектор упускает возможности развивать собственную личность, поскольку он занят удержанием чуждых элементов в своей системе. Чем больше интроектов он нахватал, тем меньше у него остается возможностей выразить себя или хотя бы обнаружить, что такое он сам. Во-вторых, Интроекция способствует дезинтеграции личности. Интроецировав несовместимые понятия, вы можете обнаружить себя разрываемым на куски при попытке согласовать их».[4]

Как защитный механизм, интроект помогает уходу от ответственности, а также в бывает полезен в экстремальных ситуациях, когда человек в растерянности и нет времени на осмысление ситуации.

Проявляется в «шудизмах» (должествованиях), в запросе на экспертное мнение, совет или готовое решение. Интроективные убеждения звучат генерализировано и категорично, со словами: все, всегда, никогда. Телесно это может проявляться движениями клиента к себе, в себя, ко рту, заглатывания, иногда тошнота. Также интроекты могут быть заметны по прерыванию энергии, изменению интонаций во время произнесения интроектов – как будто «чужие» интонации.

Для «Комплекса Самозванца» данное сопротивление играет большую роль и чаще всего является вторым этажом после К2. Самозванцами хорошо интроецируются фразы об их неудачах, критика и слова осуждения. Некогда сказанная фраза по типу того, «ты недостаточно умна», или «да чего ты толкового можешь придумать» и т.п. (даже однократно, не говоря уж о ситуации, если фраза повторяется часто) – воспринимаются как диагноз на всю жизнь. И далее самозванец это будет кушать без колебания, еще раз убеждаясь в своей никчемности. С другой стороны, один из самых популярных запросов у моих клиентов в работе с КС это запрос на экспертное мнение и «схему лечения», что подтверждает их готовность потреблять новые интроекты взамен старых.

Основная задача при работе с интроектом направлена на ассимиляцию-переваривание: отделение своего от усвоенного чужого, расширение вариативности, осознавание, формулировка другой позиции более подходящей для клиента в данный момент.

Схема работы:

1) Выделяем интроективные послание (иногда помогает метод «пустого стула», диалог внутренних частей, а иногда эти послания слышны напрямую в речи клиента).

2) Источник послания (Кто тебе это сказал? Откуда появилась эта идея?)

3) Нужно прояснить смысл этого сообщения (часто для этого предлагаем клиенту встать на место интроецирующей фигуры и осознать, что имел в виду, и настоящий смысл послания).

4) Также важно понять какое чувство у клиента появляется сейчас, когда он слышит данный интроект.

5) Выясняем мотивы согласия с интроектом (Чем было чревато это не принять в детстве? Далее челнок: грозит ли тебе этот риск сейчас? Если риска уже нет, предлагаем сейчас принять решение: что ты думаешь сам об этом сейчас? Выбираешь ли продолжать цепляться за интроект?)

Таким образом, основная задача терапевта – создать условия, в которых человек заново может услышать то, чему безоговорочно раньше верил, а дальнейшие уточнения и конкретизация смогут помочь клиенту осознать приемлемость старого «правила», усвоить или отторгнуть его.



4. Проекция

Отчуждение от себя и приписывание другим людям каких-то своих чувств, мыслей или качеств. Границы открыты наружу. То, что является частью личности, проецируется во вне. Защищает от осознания внутреннего конфликта. В зависимости от того, какой материал проецируется бывает 3 видов: проекция катарсиса, дополнительная (дополняющая) проекция и зеркальная проекция.

1 Проекция катарсиса – внешней среде приписывается то, что не принимается в себе. (Это не я эгоистка, это он эгоист)

2 Дополняющая проекция – внешней среде приписывается то, что позволяет мне оправдать свое собственное поведение или переживание (это не мне стыдно, это вы меня обвиняете). И проекция катарсиса и дополнительная проекция организуются ради поддержания самооценки (или для избегания неприятных переживаний)

3 Зеркальная проекция – приписывание другому того, что знаю и принимаю в себе.

Изначально проекция как механизм имеет положительную сторону - способствует развитию прогностического мышления, навыка предугадывать и планировать, основываясь на прошлом опыте, это его проявление просто необходимо нам для функционирования в обществе. Существует даже понятие «творческая проекция» - это любая из видов проекций, нашедшая своё подтверждение в действительности, то есть изначально простое предположение оказалось верным на практике.

Патогенной проекция становится тогда, когда я переношу свою «часть» на другого и отчуждаю её от самого себя, чаще всего потому что «не должен», «не имею права», или не признаю, что хочу так себя вести или чувствовать. Ещё более «злокачественный» вариант, когда появляется твёрдая уверенность, что построенные предположения единственно верные.[5]

Проекция противоположна по своему механизму интроекции. Интроект – я беру от среды и принимаю как свое. Проекция – я отдаю свое среде и снимаю с себя ответственность за эту часть (желание, качества и т.д.). Клиенты не принимают в себе то, что противоречит поглощённым интроектам, занимая пассивную позицию по отношению к собственным чувствам и действиям.

Феноменологические признаки проекции: в речи часто «ты», «он» и «обзывалки»; эмоционально-оценочные суждения в адрес внешней среды; многочисленные предположения об отношениях и чувствах других людей (много про других , мало про себя); собственное поведение либо совпадает с поведением среды, либо комплиментарно (дополняет). Телесно проявляется: несовпадение действий, мимики, реакции поведением терапевта/ контексту ( клиент что-то приписывает). Много энергии, жесты вовне, чрезмерные. «Живут» на контактинге – высокая энергия.

Очень характерны для «Комплекса Самозванца». Это третий этаж этажерки, после интроекта. Только здесь приписываются другим не столько качества, сколько мысли и негативные оценки самого себя: не «люди глупы», но «люди думают, что я глуп». Так например, один мой клиент, когда выполнял упражнение, связанное с презентацией себя к в ситуации собеседования, очень переживал, видя, что я в этот момент делаю много пометок, т.к. он считал, что все что я пишу – это про его недочеты. Для него было откровением, что на самом деле, я отмечала в большей степени его успешные действия в связи с презентацией своего опыта.

Развеивать проекцию сразу не стоит, скорее всего, прямое указание на неё вызовет снижение уровня доверия. Работа осуществляется на осознавание и присвоение проецируемой части. Терапевт может предложить проверить проекцию. Возможная интервенция: «как ты узнаешь, что он такой?», «как ты проверял свое предположение?» Важно помочь прояснить, что он проецирует. Также можно предложить клиенту: «окажись на этом месте, скажи от первого лица». Важным будет момент проживания и ассимиляции этого опыта, обратная связь об ощущениях, когда и возможно присвоение отчуждённого.

5. Ретрофлексия

Обращение на себя тех чувств и желаний, которые адресованы другому. А также делание себе того, что хотел бы получить от другого. Выход энергии блокируется и остаётся внутри (именно поэтому ретрофлексия сильно проявляется именно через тело). Защищает человека от возможного конфликта и проживания сложных эмоций, связанных с этим процессом.

Феноменологические признаки: любые действия, обращенные на себя в любой модальности: сдерживание, удержание слез, напряжение, мышечные блоки, жесты обращенные и направленные на себя, такие как поглаживания-обнимания, постукивания и прочее. Несовпадение мимики и жестов с эмоциональным значением речи; зажатое, неровное, поверхностное дыхание. Вся психосоматика считается проявлением ретрофлексии – головные боли, язва желудка и т.д. Вербальное проявление – это оборванные или приостановленные фразы, монотонные рассказы, воспроизведение внутреннего диалога, описание нереализованных желаний, использование возвратных глаголов, формулировок «сам себя/себе».

В «Комплексе Самозванца» ретрофлексия проявляется достаточно ярко. Так как ретрофлексия, это «нет» самому себе, человек обладающий КС, часто отказывается от многих возможностей, ибо боится, что не справится, и тогда его «разоблачат» как «самозванца». Например, на рабочей встрече с руководителем такой сотрудник хочет взяться на новый сложный проект или предложить свою кандидатуру на повышение. Но в результате не заявляет об этом, т.к. он не достаточно компетентен/хорош и т.п, и будет, например, сжимать руки или кусать губу, тем самым сдерживая свой импульс.

При работе с ретрофлексией важно сделать осознанным данный процесс сдерживания, сделать явным внутренний конфликт, перенаправить энергию наружу (амплификация, диалог частей, моделирование ситуации). В качестве эксперимента можно предлагать использовать переходный объект, чтобы в зоне осознавания проявился реальный адресат, на которого хочется направить энергию. Исследование симптома должно происходить медленно, ведь риск испытать какое-то сложно переносимое чувство и некогда и побудил остановить данный импульс в реальной жизни. Очень важно именно осознанное раскрытие ретрофлексии, а не компульсивное. Если «выкинем без осознавания»- это место либо снова заполнится (например злостью, либо пустотой, депрессией).

Схема работы: осознование ощущения, осознавание чувства, отреагирование, ассимиляция.

1) выделение ретрофлексированного действия;

2) выделение фигур контекста;

3) определение адресата;

4) исследование мотивации заворачивания (зачем на себя заворачиваю то, что должно идти на среду);

5) как результат можем обнаружить или не завершенный гештальт или верхний этаж этажерки.

Как пример неспецифической ретрофлексии может выступать тревога; через тревогу или спазм мышц можно блокировать любой импульс.

6. Профлексия

Существует и комбинированная форма проекции и ретрофлексии - профлексия, Понятие стало использоваться в гештальте 1981 году Сильвией Крокер – это когда я делаю другому то, что хочу для себя (причем именно тому, от кого хотел бы это получить). Часто служит для защиты человека от страха отказа, боязни отвержения. В данном случае просьба ретрофлексируется, а потребность проецируется, именно поэтому стратегия работы может быть заимствована из техник для проекции и ретрофлексии.[6] В работе можно применить интервенцию: «откуда ты знаешь, что они этого хотят (а не ты)?». После появления осознавание, далее можем работать как с ретрофлексией. Либо изначально поставить под проекцию и сделать профлексивное действие в его адрес. Если энергия растет, то точно его потребность клиента. Важно помочь клиенту научиться осознанно удовлетворять свои подобные потребности. (Профлексия – частая история «помогающих профессий»).

7. Дефлексия

Это отклонение, уклонение от объекта. Дефлексия – это «отведение энергии от объекта, на который она была направлена, и ее переадресация; … человек избегает прямого контакта и достигает цели обходным путем»[7]. Это сопротивление, при котором происходит либо подмена объекта, либо любая подмена действий по отношению к объекту. Масколье определял дефлексию, как особую форму ретрофлексии, которая заключается в том, чтобы перенаправить свою энергию, отклонив ее от первоначальной цели.[8]

Защитная функция дефлексии в том, что она уберегает от столкновения с неприятной ситуацией, объектом.

Феноменологические признаки: жалобы на то, что нет удовольствия от жизни, скука, прокрастинация. Проявляется в речи тем, что много обезличенных оборотов, или несовпадение вербального и невербального. В теле заметно через: действия к другим предметам, забалтывание, засмеивание, отвлеченность, покачивания, неупорядоченная активность. Для дефлекторов сложно сконцентрироваться на фигуре, они часто «не замечают» терапевта, его слов и реакций, изменений в среде, сами задают вопросы, переспрашивают, перескакивают с темы на тему.

При «КС» дефлексия может проявляться следующим образом: например, спрашиваю клиента, за счет каких своих сильных качеств Вы достигли успеха в своей профессии? И вместо прямого ответа, клиент начинает нести всё подряд, говорить обо всём и ни о чём. Он избегает прямого контакта и со мной, и со своими чувствами в «здесь и сейчас», ему невыносимо отвечать на этот вопрос. На мой прямой вопрос – «Вы можете сказать: «да, я умный»?, клиент отвечает- «да, я не дурак»….

Задача терапевта, чтобы клиент направил энергию на предмет контакта, конкретный объект. Схема работы обращаем внимание, способствуем осознаванию, спрашиваем про конкретные переживания, спрашиваем для чего избегает прямого контакта с объектом (в т.ч с чувствами), помогаем увидеть, что случится, если скажешь прямо – проверка фантазий, предложить другие творческие способы выразить то, что не может (бить подушку вместо объекта, который вызывает агрессию; поговорить с замещающей фигурой)

Высокая доля дефлексии, в контакте с психотерапевтом, может говорить также и о необходимости формирования более доверительного контакта. В работе с дефлексией эффективно селективное самораскрытие консультанта; искренние чувства терапевта, которыми он делится с клиентом, могут поспособствовать серьёзным осознаваниям. Если консультант теряет сюжетную линию, утопает в подробностях, скучает или раздражается, то вероятно и в окружении на подобное поведение могут реагировать схожим образом. «То, что происходит между терапевтом и клиентом, отражает форму контакта, типичную для повседневной жизни последнего».[9]

8. Эготизм

Избегание контакта за счет осознанного удержания жестких границ.

Предыдущие сопротивления характеризовались дефектами на границе контакта или временным нарушением функции Эго, когда утрачена способность совершать истинный выбор (при конфлуэнции функция Ego утрачена, выделить доминантное ощущение/собственную потребность не удаётся; интроектция – граница размывается вовнутрь, проекция – граница сильно проницаема наружу, на среду; при ретрофлексии граница слишком жёсткая, чтобы выпустить энергию, которая заворачивается на себя), но оказывается, чрезмерное проявление Ego, постоянный осознанный контроль своего поведения, может также привести к срыву на цикле контакта. В финальный момент, где человек встречается с желаемым, границы требуют растворения, а осознанный контроль происходящего прерывает долгожданное слияние.[10] Эготизм – сопротивление, для которого основным является гипертрофия Ego, осознанный контроль собственных границ, не допускающий удовлетворения ради избегания глубоко погружения во взаимодействие и соответственно сильных чувств. Произвольность там, где должна быть спонтанность. Характеризуется образом «человек в футляре». Существует на конце контактинга, не дает перейти в фул-контакт.

Частая жалоба: трудно построить близость, страх оказаться в зависимости, сложность показывать свои чувства, боязнь чего-то нового; также жалоба на скуку, невовлеченность, отсутствие интереса к жизни, аноргазмию. В крайней степени эготизма человек полностью утрачивает спонтанность, а значит, всё новое и неизведанное для него становится рискованным. Он продолжает вести диалог сам с собой, оценивая происходящее, но теряя проявления среды и, соответственно, возможность контакта.

В «Комплекса Самозванца» это может проявляться так: клиент говорит, что ему проще не поехать на важную конференцию, так как там придётся общаться с именитыми и по настоящему умными коллегами. И если он начнет с ними общаться, его раскусят как «глупого» или, по крайней мере, как «недостаточно умного» человека. Или например: «все думают, читая мои посты и смотря на выложенные в соц.сетях снимки, что я умна и красива, но если я приду на конференцию и выступлю там «в живую», все увидят, что я недостаточно хороша.»

Другая сторона медали проявляется тогда, когда кто-то дает клиенту позитивную обратную связь. Так я не раз замечала, насколько замирает мой клиент, когда я ему сама давала такую обратную связь. И при прояснении выяснялось, что хотя слышать от меня эти слова клиенту и приятно, но он в какой-то момент перестает мне верить (или считает, что это я говорю, потому что хорошо к нему отношусь), или просто перестает меня слышать, (включая такую защиту как К1). Отсюда такая важность терапевту подмечать то, насколько человек готов эту позитивную обратную связь не просто услышать формально, а именно впустить себя, не проваливаясь в стыд, проекцию или к1.

Феноменологические признаки – признаки ретрофлексии при взаимодействии. Высокая энергия. Закрытость, отстраненность, напряженность. Возбуждение не выражается, сдерживается. Часто и здесь будет говорить про агрессию или боль с улыбкой (как в дефлексии). Человек будет говорить, что он хочет, как он хочет, но не переходить в действие. Часто за этим сопротивлением стоит страх и гиперконтроль, за которым часто стоит стыд – я не могу остановиться, будет что-то неприличное; увидев мою спонтанность, меня отвергнут, поэтому нужно держать контроль. Эти люди ранимы к оценке других, к критике. В терапии может проявляться в том числе и тем, что человек будет стараться объяснить терапевту, как его надо лечить, тем самым пытаясь взять терапевтический процесс под контроль.

Задача при работе с эготизмом – выводить в осознавание клиента его сдержанность при взаимодействии, выяснять, ради чего он себя останавливает, помогать клиенту принять ответственность за столь жестко закрытую границу. Как следствие – обнаруживаем незакрытый гештальт или этажерку, где эготизм – фасадное сопротивление[11].

Как и при ретрофлексии, важно двигаться постепенно, исследуя ситуацию, чтобы новизна поступала клиенту малыми порциями, обеспечив безопасность и доверие. Важно насытить большей энергией фигуру потребности, чтобы дать клиенту почувствовать интерес, привлекательность нового, за счет экспериментов на территории привычного, но с предоставлением неизведанного на пробу. И обязательно стараться обеспечить безопасность клиенту (в т.ч. «сохранение лица»).

9. Девалидизация (обесценивание)

- обесценивание или отчуждение результатов своей деятельности, забывание важных деталей. Также может быть отщеплен болезненный опыт.

Наверное, одна из самых любимых защит «самозванца». И это будет верхний этаж «этажерки самозванца» - ее основное, «фасадное», сопротивление. Чтобы он ни сделал, он найдет причину, по которой у него это получилось «случайно», или «это просто мне повезло», или «это потому, что мне помог кто-то/что-то». Или «так может каждый», «ничего особенного не произошло…». Принижается роль или самого человека (либо его личный вклад, либо его компетенции), или сам успех/достижение. Но везде один и тот же механизм – обесценивание. Как следствие этого – выгорание или вечно напряженная работа; не умение радоваться достигнутому в здесь и сейчас (мол сейчас просто повезло, а вот дальше будет настоящий вызов), увеличение тревоги из-за страха ошибки в будущем и как следствие – будущего разоблачения его как «самозванца».

Фактологические признаки – клиент забывает, упускает при рассказе значимые вещи; обесценивает суждения; игнорирует своей вклада; забывание значимых переживаний (в т.ч. сеанса); много самоиронии.

Используется для сохранения привычной картины мира (или защита от присвоения негативного опыта – но это уже не про «Комплекс Самозванца». В КС негативный результат легко присваивается! И с одной стороны, от этого работать с девалидизацией при наличии КС легче, т.к. половина девалидизации уже «побеждена» - присваивать результаты человек умеет, но с другой стороны, легко присваивает только негативные результаты. (Ответом, «почему именно позитивные аспекты не присваиваются?», могут быть интроекты – «чтобы не загордился» или «чтобы не потерял стимул стараться сильно и дальше»). Встречается чаще всего на постконтакте. В процессе консультации данное сопротивление может быть предъявлено клиентом в начале новой сессии – забывание значимых моментов прошлой сессии. (Поэтому так важно при работе с девалидизацией каждую сессию завершать подведением итогов (завершение цикла контакта) – уточняем, что было важно, что взял, что еще будет «перевариваться». В начале же следующей сессии можем уточнить, что помнит и признает как свое маленькое продвижение с прошлой сессии. Если на прошлой сессии, отмечал как достижения А, Б, С, а вначале новой сессии помнит только об А, есть смысл обратить на это внимание).

В работе с девалидизацией основная задача – увеличение осознавания. Осознавание ради чего обесценивается и почему не хочет присваивать. Так же важно прояснить, что хорошего в сохранении привычной картины мира и что плохого? А также, что будет плохого, если перестанешь обесценивать и поверишь в свой , например, профессионализм, и что хорошего? (упражнение декартовы координаты) Далее обращение к Эго - хочешь ли что-то изменить?[12]

«Проработка девалидизации предполагает: Движение «мышиными шагами» - не проглатывать новизну слишком большими кусками; исследовать, чем новизна не угода; работа на смягчение «Я-концепции»[13]

При работе с «Комплексом Самозванца» бывает эффективно использовать упражнение – предложить похвастаться, пережить чувства, которые появились, наградить себя за что-то (помним, что обесценивание своего опыта существует в т.ч. для адаптации). Как подвид этого упражнения – можно предложить нарисовать мандалу или рисунок – мои победы и достижения.

10. Десенситизация.

С 2001 году стали писать ещё об одном виде сопротивления – десензитизации (Kepner, 1993; Clarkson, 2000; Joyce, 2001) .[14] Десензитизация (десенситизация) – это способ приспособления к беспокоящим ощущениям по средством ограничения чувствительности к ним. « "Numbing out." Feeling nothing as a way to avoid dealing with difficult or painful issues. Dissociating or avoiding direct contact physically, emotionally or mentally. For example, adopting a cynical or supercilious attitude in the face of real pain.[15]. (Другое дело, что отечественные авторы, пишущие о десензитизации, в т.ч. Булюбаш Ирина, перечисляют десензитизацию как 7 сопротивление, тогда как девалидизацию или профлексию не упоминают вообще, по крайней мере, в ее «Руководстве по гештальт-терапии» найти эти сопротивления нельзя[16])

Одним из первых это понятие стал употреблять Кепнер в своей книге «Телесный процесс»[17]. Он указывал, что ощущения могут вызвать тревогу по трем основным причинам: • Физический дискомфорт – боль, холод или голод. • Дискомфорт организмических потребностей, когда нет разрядки напряжения или встречи объекта потребностей. • Конфликт выученных убеждений (интроекты)

Чтобы справится с тревогой организм изменяет собственную способность восприятия, что и есть Десенсибилизация/ десензитизация

В психотерапии изначальна систематическую десенситизацию использовали специалисты поведенческого подхода для работы с фобиями, когда человека специально учили снижать свою способность восприятия. Так десенситизация - один из первых методов поведенческой психотерапии Джозефа Вольпе, который состоял в том, что человека обучали систематически и постепенно уменьшать свою чувствительность к объектам или событиям, вызывающим тревожность.

В гештальт-подходе снижение чувствительности это нарушение функции «Id», которое ведет к утрате функции «Egо», поэтому совершенно справедливо, что когда эта стратегия используется как механизм привычного приспособления (как форма контакта с предыдущим опытом «там и тогда», вместо реального мира «здесь и сейчас») – это становится срывом цикла опыта, а значит сопротивлением.

Вот что пишет в своем словаре Гронский: «Десенситизация (десенсибилизация) – защитный механизм, посредством которого человек делает себя невосприимчивым к своим ощущениям, эмоциям и чувствам. Перлз, Хефферлин и Гудмэн писали по этому поводу: «Почти все в нашем обществе утеряли проприоцепцию значительных участков своего тела…. Когда это происходило, это было единственным средством подавления невыносимого конфликта»[18]. (В отличие от Булюабаш Гронский вместо «з» пишет «с»)

«Дeceнситизaция - этo пpoцecc пpиcпocoблeния к бecпoкoящим oщyщeниям пyтeм yмeньшeния cпocoбнocти к пepцeпции (oгpaничeния чyвcтв). Дeceнситизaция yмeньшaeт cтeпeнь диcкoмфopтa, нo цeнa за этo – yмeньшeниe oщyщeния своей жизненности»[19], силы cвoeго существования, человек становится менее «проявленным».

Ирина Булюбаш пишет об условном разделении на две большие категории сенсорного фона: внутреннее чувство себя (проприцепция, кинестезия, висцеральные ощущения) и отношения со средой (рецепторы давления, боли, удовольствия, зрение, слух, вкус и запах, с их помощью мы ориентируемся в актуальном состоянии организма и стабилизируемся в реальности). Но случается, что ради выживания было необходимым повлиять на собственные чувства и импульсы, чтобы они стали менее ясными и глубокими.[20]

Десенситизация проявляется в жалобах клиентов на скуку, отсутствие радости и интереса, притуплении ощущений. Склонны к интеллектуализации и «эбаутам». Для некоторых клиентов характерно стремление усилить чувствование через стимуляторы (алкоголь, наркотики, избыточная еда).

Для выделения доминирующей потребности очень важен сенсорный фон, поэтому о десентизации говорят в начале цикла контакта, на преконтакте.

Задача терпаевта в работе с десенситизацией здесь не просто предлагать упражнения на сенсорное осознавание. Но сопровождать клиента, когда возвращенные ощущения пробудят травматические чувства и приспособиться к таким переживаниям заново, обретя всю полноту существования в мире. Ибо отрезая боль или грусть с одного полюса, человек одновременно уменьшает чувствительность и другого – обрезает себе пиковые переживания радости и удовольствия.

Хотя если не добавлять сущности сверх необходимого, то в принципе вместо десенситизации можно поставить Эготизм, так как у них много общего, а также десенситизация может напоминать К1. Другое дело, что психологическая наука развивается, и Перлз был сам новатором. Так что не думаю, что он бы возмутился от выделения дополнительного сопротивления)).

Моя гипотеза. Да, десенситизация напоминает К1, но на мой взгляд, главное отличие от К1 в том, что в случае Д. человек изначально ощущает и распознает свои сигналы из «внутренней зоны», но т.к. это причиняет боль, делает специальное усилие, чтобы уменьшить/убрать ощущения. Условно говоря, я сидя на диете, ощущаю голод, я знаю, что хочу есть, но, к примеру, убеждена, что есть нужно не чаще, чем два раза в день. Тогда чтобы заглушить ощущения в желудке, я вместо еды употребляю воду. В К1 же человек изначально не распознает ощущение голод/не голод, отсюда поговорка – «не знаю, чего хочу – осетрины или революции»)).

Еще больше десенситизация напоминает эготизм. Но если эготизм «понимается как неспособность потерять контроль и отдаться переживанию слияния с объектом потребности. … Контактная граница -… - событие встречи при эготизме имеется, …но односторонняя, личность, создающая «фигуру», делает это только для собственной пользы. Нет взаимодействия, нет «брать» и «давать» »[21]. Соответственно в этом описании Балюбаш, мне видится, что акцент данного сопротивления в сложности между человеком и другими, граница контакт снаружи. Противоположностью эготизма является спонтанность, которая избегается из-за стыда и страха несовершенства. Соответственно эготизм – это больше про стыд или страх стыда.

То десенситизация – процесс приспособления к беспокоящим ощущениям путем уменьшения способности к перцепции - это попытка избежать боли или страха боли; граница также делается односторонней, но в данном случае граница контакта между мной и моими ощущениями – она внутри меня; и чем больше я делаю ее односторонней, тем меньше я делаю степень своего дискомфорта. Полярность десенситизации – чувствительность, острота осознавания стимулов.



Выводы

На основании теста на «Комплекс самозванца», который разработала Паулина Кланс[22] можно выделить следующие ключевые особенности людей с этим синдромом:

1. Считают, что своими сегодняшними успехами они обязаны тем, что им просто повезло. Если и признают свои успехи, то преуменьшат свой личный вклад,

2. Чаще вспоминают свои неудачи и расстраиваются от этих воспоминаний, чем вспоминают успехи и радуются им.

3. У них есть ощущение, что они производит на других людей впечатление более компетентных, чем являются на самом деле. Также есть опасение, что другие увидят, что на самом деле им не хватает знаний или способностей.

4. Когда их хвалят за их достижения, они опасаются, что дальше не смогут соответствовать этим высоким ожиданиям. Часто сомневаются, что даже если сейчас хорошо получается, что также получится хорошо и в следующий раз.

5. Боятся браться за новые задачи, хотя ранее успешно с новыми задачами справлялись. Страх неудачи или наоборот, страх успеха.

Тогда в переводе на язык Гештальта Компелекс Самозванца часто (но не всегда!) может быть представлен следующей «этажеркой сопротивлений»:

1 Девалидизация : ну успех, но могло быть и лучше, и вообще это вклад команды, да и во многом просто повезло.

2 Эготизм: успех признаю, но не позволяю себе проявлять бурную радость, чтобы не «сорвало крышу» и не «загордился» - обрезаю свою радость и гордость от победы. (как гипотеза – может быть и десенситизация, но это предположение требует более пристального изучения, в данном дипломе я не буду углубляться на влияние десенситизации на КС и ее места в данной этажерке).

3. Проекция: если я буду слишком гордиться успехом, другие посчитают меня зазнайкой, хвастуном. Другой вариант - если я хоть раз не справлюсь, все поймут, что я не такой компетентный.

4. Интроект – нельзя хвастаться своими успехами, нужно быть скромным. Или – ты обычный, у тебя мало шансов стать по настоящему выдающимся. Еще хуже - ты лентяй и бездарь, ты обречен не достигать результата.

5 К2 – так говорила мама, чьи дедушка и бабушка жили в период репрессий, и чтобы избежать клеветнического доноса соседей, нужно было стараться не давать повода им завидовать своим успехам. Илимама считала одну дочь умницей, а другую красавицей, и чтобы было не обидно, отрицала второе качество у другой сестры. Страх неудачи: мама лучше знает, и она старается уберечь меня от разочарований и зря потраченных сил. Страх успеха: если я сделаю вопреки маме и у достигну успеха, то покажу что мама ошибалась, а значит, таким образом, я предам ее.

В заключение же хочу еще раз подчеркнуть, что гештальт-терапия направлена не на разрушение сопротивлений, а на их исследование и восстановление эффективного использования: «речь идет не о понимании, анализе и интерпретации событий, поведения и чувств, а скорее о содействии глобальному осознаванию того способа, каким мы действуем; наших процессов творческого приспособления к окружению, интеграции актуального в настоящий момент опыта, наших уходов и наших механизмов защиты».[23] У каждого человека есть выбор, как удовлетворять свои истинные желания, и хорошо, когда он адекватен актуальной среде.
[1] Яковлев А. Отпечатанный конспект лекций «Основы теории и методологии Гештальта». С. 20. С.16
[2] Городничий Олег. Терапевтические интервенции в гештальт психотерапии. [Электронный ресурс],- статья с сайта b17 https://www.b17.ru/article/133369/
[3] Н. Лебедева, Е. Иванова. Путешествие в гештальт: теория и практика. СПб.; М.: Речь, 2015.-400 с. С. 122-129.
[4] Ф.Перлз. Гештальт-подход. Свидетель терапии. С. 8. https://profilib.net/chtenie/12694/frits-perlz-geshtalt-podkhod-i-svidetel-terapii.php
[5] Н. Лебедева, Е. Иванова. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб., изд-во «Речь», 2015, 390 с. С.130.
[6] Н. Лебедева, Е. Иванова. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб., изд-во «Речь», 2015, с. 390. С.146.
[7] Н. Лебедева, Е. Иванова. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб., изд-во «Речь», 2015, с. 390. С.142.
[8] Г. Масколье. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Быть собой, с.112. С.53 (электронная версия)
[9] Г. Масколье. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Быть собой, с.112. С.10 (электронная версия)
[10] Н. Лебедева, Е. Иванова. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб., изд-во «Речь», 2015, с. 390. С.147.
[11] Яковлев Алексей. Отпечатанный конспект лекций «Основы теории и методологии Гештальта». 20с. С-20
[12] Яковлев Алексей. Отпечатанный конспект лекций «Основы теории и методологии Гештальта». С. 20
[13] Н. Лебедева, Е. Иванова. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб., с. 390. С. 151.
[14] И.Д. Булюбаш. Руководство по гештальт-терапии. Сер.: Золотой фонд психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 768 с. С.167.
[15] Paradox: A Gestalt Theory of Change by Herb Stevenson
http://www.clevelandconsultinggroup.com/articles/paradox-theory-of-change. Php/
[16] И.Д. Булюбаш. Руководство по гештальт-терапии. Сер.: Золотой фонд психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 768 с. С.133-170.
Paradox: A Gestalt Theory of Change by Herb Stevenson
http://www.clevelandconsultinggroup.com/articles/paradox-theory-of-change. Php/
[17] Ашихмина Марина. Д. Кепнер. Телесный процесс 2 часть. Публикация выдержек из книги.
[18] Гронский А. Гештальт-терапия от А до Я. Краткий словарь терминов гештальт-терапии. 2016 – 76 с.42
[19] Балаганин Сергей. Десентизация. [Электронный ресурс],- https://www.b17.ru/article/68315/
[20] И.Д. Балюбаш. Руководство по гештальт-терапии. Сер.: Золотой фонд психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 768 с. С.168.
[21] Там же. С.162-163.
[22] Кланс ПР Самозванец. Психотепевтические методики для тех, кто желает избавиться от низкой самооценки, чувства страха и вины. Издательство Пирожкова. СПб. 2001, 224с. С 23-27.
[23] С.Гингер. Гештальт: искусство контакта. Москва. Изд-во:Культура. 2000 – 192 с. С.15.

Рады ответить
на Ваши вопросы
Согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Условиями использования и Политикой в отношении обработки персональных данных ООО "Центр "Мосты"